The Washington Times: вместо Большой Европы Россия и Китай строят Большую Азию
1 мая 2015
Мир движется по траектории глобальных изменений, и это прекрасно видят российский и китайский лидеры, которые также отмечают и стремительное ослабление влияния США в мире. Чтобы сместить гегемонию Вашингтона, Москва и Пекин углубляют сотрудничество по всем фронтам.
Вместо Большой Европы от Лиссабона до Владивостока на карте Евразии появляется Большая Азия от Шанхая до Санкт-Петербурга, которую активно выстраивают Россия и Китай, цитирует директора московского Центра Карнеги Дмитрия Тренина журналист американской газеты The Washington Times Дэвид Сэндс.
По его мнению, и Россия, и Китай видят, как мир движется через гряду эпохальных изменений от глобальной гегемонии США к более свободному мировому порядку, который дал бы России больше свободы действий, а Китаю — возможность дальнейшего возвышения. Параллельно, отмечает Тренин, понимая, что США сохранят свое влияние еще несколько десятилетий, Москва и Пекин также видят, что власть Вашингтона в разных концах света стремительно ослабевает.
Старт российско-китайскому тесному сотрудничеству был дан год назад, в апреле 2014 года, когда российский президент Владимир Путин и глава Китайской Народной Республики Си Цзиньпин объявили о заключении крупнейшего газового контракта между странами сроком на 30 лет, для реализации которого будет построено два крупных трубопровода.
Затем Москва и Пекин договорились о сотрудничестве в космической сфере, один из проектов – это создание совместной научной станции на Луне.
Кроме того, Россия становится одним из крупнейших учредителей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
Россия и Китай все сильнее укрепляют и углубляют двустороннее сотрудничество и по линии военной и оборонно-промышленной сферы. Среди таких контрактов можно назвать покупку Китаем зенитной ракетной системы С-400.
Последним штрихом в укреплении российско-китайских отношений стали военно-морские учения двух стран в Средиземном море, намеченные на середину мая 2015 года.
Некоторые аналитики опасаются, что в союзе России и Китая Россия будет играть «младшего партнера», учитывая возрастающую экономическую и финансовую мощь Китая.
Однако Дмитрий Тренин уверен, что поводов для такого рода опасений нет, поскольку ни у Китая, ни у России нет других столь крупных союзников. Поэтому они объединяются, чтобы усилить свою мощь и бросить вызов установленному США мировому порядку своей гегемонии в Азии и Европе.
В связи с этим и у Путина, и у Си Цзиньпина есть хороший стимул углубить и укрепить взаимное сотрудничество.
«С новых уровней двусторонних отношений, достигнутых в 2014 году, отношения между Москвой и Пекином, вероятно, движутся в направлении большего числа ключевых областей взаимодействия, — отмечает Тренин, — Вместо Большой Европы от Лиссабона до Владивостока идет процесс создания Большой Азии — от Шанхая до Санкт-Петербурга».