«Исламское государство» — обоюдоострое оружие США
Дмитрий МИНИН
Серьёзные эксперты уже практически не сомневаются, что повивальной бабкой «Исламского государства» (ИГ) была администрация США.
Известный израильский аналитик, в прошлом руководитель особо засекреченной спецслужбы «Натив» Яков Кедми говорит, что США пытаются сейчас использовать тактику противопоставления умеренного ислама радикальному, «успешно примененную в России». Однако получается это у них плохо, поскольку последние три года американцы выступали союзниками ИГ в Сирии, а до этого были союзниками «Аль-Каиды» и «Талибана» в Афганистане.
С одной стороны, с выходом на арену ИГ волшебным образом преобразилась — и упростилась — чудовищно запутанная обстановка на Ближнем Востоке. Все быстро забыли, что вашингтонский проект «арабской весны» с треском провалился, и теперь дружно ищут защиты от «джихадистской угрозы» у того, кто эту угрозу и создал. Самый наглядный пример – невероятная покорность богатых нефтью стран Персидского залива в том, что касается снижения цены на нефть с ущербом для себя. Кривая падения нефтяных котировок удивительным образом следовала за сводками о военных успехах «Исламского государства».
Воздушная война против ИГ, которую ведёт сейчас американская авиация, по общему признанию, носит показной характер и напоминает, скорее, расстановку красных флажков, за которые не рекомендуется выходить.
В то же время ничего не делается для пресечения нелегальных поставок нефти с захваченных отрядами ИГ территорий; стоимость этих поставок уже достигает 800 млн. долларов, что позволяет вести игру на понижение цен.
Когда Барак Обама заявил, что усиление «Исламского государства» застало разведывательное сообщество США врасплох, один высокопоставленный чиновник Пентагона с изумлением воскликнул: «Либо президент не читает доклады разведки, которые получает, либо он врёт».
Участие США в создании армии ИГ не ограничивалось военными поставками. Французский еженедельник «Нувель Обсерватер» пишет, что все самые известные чеченские эмиры «Исламского государства» родом из Панкисского ущелья Грузии. Там многие из них, включая недавно погибшего, как утверждает Рамзан Кадыров, Умара аль-Шишани (Тархан Батирашвили), прошли офицерскую подготовку в грузинской армии под руководством опытных американских инструкторов. О том, как эти чеченцы из Грузии стали командирами вооружённых отрядов ИГ, вероятно, мог бы поведать бывший президент Грузии М. Саакашвили. Есть также данные о том, что переметнувшийся на сторону ИГ высокопоставленный офицер французских спецслужб Дауд Друджеон, считавшийся крупным специалистом по «арабскому терроризму», сотрудничал с ЦРУ США.
Тактика использования англосаксами «воинов джихада» в интересах своей политики восходит к временам Лоуренса Аравийского, и даже к более раннему периоду кавказских войн XIX века, когда британцы, затеявшие «большую игру» с Российской империей, разжигали «священный огонь газавата» среди горцев Кавказа и народов Средней Азии.
После Второй мировой войны Лондон приложил немало усилий для создания на Ближнем Востоке движения «Братья-мусульмане» в противовес набиравшему тогда силу арабскому социализму. Известно также, что этим опытом воспользовался Израиль, который помог, или «не помешал», признает тот же Яков Кедми, созданию ХАМАС, как конкурента более влиятельного в то время ФАТХа.
Однако с другой стороны «Исламское государство» становится все более опасным оружием, которое может серьезно поранить его создателя. После появления сообщений о том, что авиация США якобы уничтожила «халифа» Абу Бакра аль-Багдади, появилась аудиозапись, в которой тот опроверг преждевременные слухи о его смерти и заявил о расширении самопровозглашенного халифата. По утверждению аль-Багдади, ИГ контролирует сейчас не только до трети территорий Ирака и Сирии, но и части земель Йемена, Марокко, Туниса, Алжира и Синайского полуострова. Аль-Багдади призвал к объединению солдат халифата с дружественными группировками в целях «извержения вулкана джихада повсюду», особенно в Саудовской Аравии. Курдские источники полагают, что западные оценки численности боевиков ИГ в 50 тыс. человек занижены, реально их количество достигает 200 тыс., а подконтрольное им население — около 12 млн человек.
В распространенном на днях видео приводится карта «Исламского государства» с «покоренными» территориями на фоне принесения клятвы верности аль-Багдади группировками из Йемена, Египта, Ливии и Алжира. Провозглашается преемственность ИГ с «Аль-Каидой» бен Ладена. В качестве целей указывается завоевание всего Ближнего Востока, а затем Рима и «аль-Андалуса» (Иберийского полуострова). После восстановления границ исторического халифата ИГ обратится на Восток, чтобы завоевать Китай и Японию. Завершающей фазой станет завоевание Америки. На этом видео в кадрах обезглавливания сирийских пленных в роли палачей выступают представители различных национальностей (идентифицированы граждане Бельгии, Франции, Британии и Австралии, а также узбек и малайзиец).
Конечно, с военной точки зрения планы всемирной экспансии «халифата» выглядят плодом экзальтированного воображения. Однако нельзя недооценивать фанатизм идей и общий масштаб угрозы. Когда боевики ИГ заходят в какие-то города, то оказывается, что их там уже ждет разветвленная подпольная сеть. Регулярные правительственные части оказываются меж двух огней и обращаются в бегство перед, казалось бы, гораздо более слабым противником. Мусульманская молодёжь, взбудораженная инспирированной Вашингтоном «арабской весной», а затем успевшая в ней разочароваться, ищет новые идеологические ориентиры. Эта опасность уже вышла или вот-вот выйдет за рамки Ближнего Востока.
Та паника, которая поднялась на Западе в связи с распространением лихорадки Эбола станет понятней, если знать, что в ряде стран Африки зафиксированы случаи похищения и захвата из лабораторий пробирок с вирусом этого заболевания. По утверждениям аналитиков разных спецслужб, ИГ, возможно, собирается подготовить «вирусных камикадзе», которые будут заражать свою кровь, а затем появляться в общественных местах западных городов: от торговых центров до музеев и спортивных стадионов. С подобными актами «биотерроризма» человечество еще не сталкивалось. К каким последствиям они могут привести, даже невозможно представить.
Выступая 20 ноября на одном из собраний своих сторонников, президент Сирии Башар Асад справедливо заметил, что террористические группы ИГ не пришли из ниоткуда, они являются «плодом ошибочной и агрессивной политики тех, кто развязал войну в Сирии». По словам Асада, заявления Обамы о «нелегитимности» нынешних сирийских властей лишь подталкивают населяющих страну суннитов присоединиться к ИГ. И вроде бы создаваемая американцами международная коалиция против «Исламского государства» самими же американцами и разрушается.