России больше не нужна Культура?

Открытое письмо учителя русского языка и литературы, возмущенного реформами российского образования.

Прочитав это письмо учителя русского языка и литературы, пронизанное горечью и болью за то, что делают с современной российской школой, мы не могли его не опубликовать.

Редакция сайта


С введением новых государственных образовательных стандартов я уволюсь из школы. Ищу работу. Какую? Да любую осмысленную: в любой коммерческой фирме, социальным работником. В конце концов, в юности меня очень привлекала работа санитарки в больнице: мытье полов, судна, добрые разговоры с больными людьми. Все это — гораздо более ценно, чем то, что на сегодняшний день мне предложило государство.

Не могу сказать, что я неудачно работала 13 лет. В конце девяностых на моем счету было более 20 победителей городской олимпиады по литературе, интегрированные научные исследования, работа в районной олимпиадной комиссии, в серебряной и золотой медальных. Один из тех учеников — в 27 лет дипломат в Польше. Это мой ученик, с которым в десятом создавалось научное исследование по литературе, в одиннадцатом вычищалась каждая строчка, каждая речевая ошибка в шестистраничных сочинениях, чтобы к маю, к выпускному сочинению, выработался яркий индивидуальный стиль — он тогда был у большинства моих выпускников.

первоклашкиВ 2005-м отксерокопировала все сочинения, написанные выпускниками на последнем в нашей истории письменном экзамене по литературе. Дала почитать коллегам. Храню.

В 2008-м в последний раз провела устный экзамен по литературе. Последнюю консультацию отсидели до последней минуты, бегом побежали репетировать спектакль к последнему звонку. Помню этот момент.

Не могу сказать, что сейчас у меня нет достижений. По-прежнему девятиклассники учат 20 стихотворений Пушкина, одиннадцатиклассники — 30 шедевров лирики 20 века, по-прежнему удается уговорить прочитать хотя бы тома 2 из «Войны и мира» Толстого, по-прежнему читаю сочинения. Но это мои собственные достижения, достижения моей личной воли и ответственности.

Когда держу в руках вымученные страницу-две сочинения сегодняшнего выпускника, оправдываюсь, почему я работаю в школе до настоящего момента, таким образом: государство, наверное, заинтересовано в том, чтобы достижения культуры, благодаря которым в том числе сформировалась российская государственность, стали достоянием ее граждан. Для этого оно обеспечивает школьникам шесть часов литературы в неделю (именно столько у меня сейчас в 10-11 классе), а я должна проявить усилие, и прочитать и осмыслить с детьми всё, что было наиболее ценно в великой русской культуре 19-20 веков. И пусть с 2008 года у государства нет цели проверить результаты моей работы, почему-то ему это с 2008 года оказалось не нужно, я все равно работаю как раньше, когда были экзамены, и назначаю эти экзамены сама.

И вот наконец литература объявлена необязательным предметом. Ее можно выбрать, а можно — только предмет «русский язык» для подготовки к ЕГЭ. Что это означает лично для меня? Просто то, что смысл моей работы утрачивается. Школьный предмет, который был проводником не только знаний об одном из видов искусства, но формировал понятие об общечеловеческих духовных ценностях, философии, мировоззрении людей разных эпох, учил свободно мыслить, выстраивал индивидуальный язык и стиль ребенка, больше не нужен государству как обязательный. Значит, государство открыто заявило: ему больше не нужны личности. А я в свою очередь не хочу работать на такое государство. Если гуманитарное образование еще нужно некоторым родителям, они должны понять: государственная школа здесь больше ни при чем, она фактически отказалась от воспитания свободных граждан своей страны. Отказалась от единственного существовавшего до сих пор реального механизма такого воспитания.

Мне скажут: а ведь все ваши ученики выберут именно литературу, а как же ваш опыт подготовки к ЕГЭ по русскому языку! Как же дети будут поступать? Остался предмет, который будут обязательно выбирать — русский язык!

Здесь все просто. Я не хочу, чтобы выбирали меня и мое преподавание, я хочу, чтобы знание основ русской духовной культуры, сконцентрированное прежде всего в литературных произведениях 19-20 века, было обязательным для ученика российской государственной школы, если уж в стандартах поставлена цель воспитания гражданина.

Преподавание литературы было для меня все последние годы оправданием уроков подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Я вела русский только потому, что была возможность преподавания литературы. Я на самом деле считаю преступными и свои результаты на протяжении 5 лет в среднем по классу (всегда больше 70%), и получение моим учеником (отнюдь не самым сильным) 100 баллов на ЕГЭ по русскому в 2010 году. Сначала пыталась удержать принцип: давать знания о законах языка, воспитывать грамотность, а не готовить к тестам. Сейчас стало понятно: старые принципы нивелируются вполне, уроки постепенно превращаются в дрессировку на знание основных понятий и правил.

Если речь идет о сочинении-рассуждении (задание С к ЕГЭ), можно говорить не о знании языка, а об уродовании его. Когда требую написать сочинение-рассуждение (часть С), прекрасно понимаю, что совершаю настоящее преступление. Одно только массовое прочтение убогих, противоречивых, с плохой композицией, текстов, зато несущих «духовно-нравственное» содержание, убивает способность мыслить. Ученики очень часто впадают в получасовой ступор, когда знакомятся с опусами для задания С к ЕГЭ. А ведь еще нужно их заставить выполнить работу по четким критериям: основная идея, комментарий, авторская позиция, личная позиция, аргумент! Попробуйте объяснить школьникам, зачем это необходимо? Я не хочу лгать, и говорить детям правду о новой действительности тоже больше не хочу.

В общем, я не хочу быть обслуживающим персоналом в государстве, высшие эшелоны власти в котором стали собранием дельцов, превративших в торговлю или в платную услугу все и вся.

Я не хочу работать в ситуации, когда государство будет иметь право в будущем в зависимости от ситуации менять свой «заказ на услугу» школам, я не хочу работать по такому «заказу», за которым не стоит никакого принципа, кроме рыночного.

Я не хочу работать по стандартам, в которых нет содержания.

Я не хочу воспитывать, обучая, я хочу учить, воспитывая.

Я не хочу получать деньги от государства, которое уничтожает на глазах то, что создано поколениями его граждан. Уничтожает в лице творческих художественных школ, науки, обязательной литературы и многого другого ту самую русскую культуру, благодаря которой это государство еще существует до сих пор.

Я не хочу применять свои способности и таланты там, где происходит постепенное уничтожение самих основ национальной культуры.

А родители должны понять, что культура их собственного ребенка — это с введением новых государственных образовательных стартов старшей школы только их задача, и ничья более.


Комментарий от редакции:

Понимая боль и отчаяние автора этого письма, признавая разрушительную роль чиновничества «от образования», сознательно или нет исполняющего роль палачей великой русской культуры, тем не менее, вынуждены сказать следующее.

Позиция автора письма хотя и понятна, но не может вызывать уважение.

Эта позиция — пораженчество и дезертирство.

Представим себе, что во время Отечественной войны солдаты точно так же обиделись бы на неумелое (а зачастую и откровенно предательское) командование, и от обиды и горечи плюнули бы на всё и разошлись по домам. Существовал бы русский народ до сегодняшнего дня, или был бы низведён до положения рабочего скота, согласно плану «Ост», в таком случае остаётся только гадать.

Сегодня, необходимо признать, по многим признакам Россия находится в состоянии информационной войны и информационной оккупации.

Учителя школ, не забывшие ещё, что означают слова «совесть», «справедливость», «великая русская культура», «историческая правда» — это то беЗценное богатство, которое ещё осталось у нашего народа, это тонкий мостик в будущее, который позволяет надеяться на то, что нашим детям удастся вырасти Человеками, несмотря на дебилизирующие учебные пособия, которыми снабжает школу минобраз, несмотря на разрушительное воздействие средств массовой информации, и прежде всего — телевидения.

В такой ситуации заявления учителей, КОТОРЫМ ДАНО РАЗЛИЧЕНИЕ, подобные изложенным выше, равносильны дезертирству с поля боя во время войны.

Уважаемая Мария!

Мы хотим обратиться к вам: не отчаивайтесь, не падайте духом и не бросайте своего мощнейшего оружия — живого человеческого слова, которое сильнее, проникновеннее и праведнее, чем любые приказы, стандарты и инструкции, спускаемые сатанистами в министерских креслах.

Именно это, пораженчество и отчаяние — цель всех этих безумных «реформ», «образовательных стандартов» и дурацких учебников. Именно этого от вас, ЧЕСТНЫХ УЧИТЕЛЕЙ, и добиваются — чтобы вы плюнули на всё и оставили ВЕЛИКИЙ ТРУД по формированию детских душ, а значит, и труд по формированию будущего — моего, вашего, нашего общего, — бездарностям, отупевшим чиновникам и душевно слепым людям, готовым безропотно и БЕЗсовестно исполнять любые приказы. Для торжества Добра и Справедливости нужно очень много трудиться. Для торжества Зла достаточно просто ничего не делать.

Если учителя, подобные вам, будут ждать времён, когда придут умные и болеющие за народ душой чиновники и издадут «правильные образовательные стандарты», смею вас заверить: в таком случае эти времена не наступят никогда! Таким чиновникам просто неоткуда будет взяться — ведь это именно они сегодня сидят за партами и смотрят доверчивыми глазами на своих «вторых мам»!

Более того, жизнь заставляет отвечать за соглашательство и дезертирство всех, — всех тех, кто не нашёл в себе силы оставаться Человеком в самое нелёгкое и подлое время, отдавшись на милость «победителей».

«Кто рули и весла бросит, Тех Нелегкая заносит — так уж водится!»

Это касается, конечно же, не только учителей, но в первую очередь — именно ВАС, тех, кто умеет и ДОЛЖЕН научить будущих граждан России красивому, доброму и вечному.

Те, кто сегодня перешагивает через русскую культуру, через образование, через учителей, через будущность наших детей, завтра без раздумий и сожаления перешагнут через миллионы человеческих жизней, через всех тех, кто сегодня занял позицию «да пошли вы все!» или же «моя хата с краю», а заодно и через всех, кто «ни в чём не виноват», но окажется рядом с ними.

Будущее формируется сегодня.

И никто кроме нас самих не сможет И НЕ БУДЕТ делать его таким, каким его хотим видеть мы с вами!


Редакция сайта http://kob.su

Следите за новостями
Обсуждайте идеи