Подлодка «Дмитрий Донской», угодившая в Сеть, благополучно всплыла
Самый большой в мире подводный крейсер (водоизмещение — без малого 50 000 тонн) незаметно выскользнул из шведских шхер, обманул пограничный дозор, корабли береговой охраны и противолодочные силы королевских ВМС, включил секретный механизм суперкавитации и за считанные часы, словно торпеда «Шквал», обогнул Скандинавский полуостров с юга, запада и севера, чтобы к полудню вторника 21 октября, как ни в чем ни бывало, занять привычное место у причала Беломорской военно-морской базы в Северодвинске.
Только так, призвав в эксперты барона Мюнхаузена и капитана Врунгеля разом, можно объяснить необъяснимое: как мог тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения (ТАПРК СН) «Дмитрий Донской» практически в одно и то же время «терпеть бедствие на дне Балтийского моря неподалеку от Стокгольма» (чем кошмарили скандинавов и всех пользователей Интернета всезнающие блогеры) и находиться на плаву у причала БелБМБ?
А то, что ТК-208 «Дмитрий Донской» находился вчера в Северодвинске и накануне никуда не выходил, «Российской газете» подтвердили надежные источники на «Севмаше», где этот корабль был построен, а спустя время переоборудован для испытаний новой морской ракеты. От этих причалов, с «Булавой» наперевес, он много раз уходил в Белое море для испытаний — сначала под командованием капитана I ранга Аркадия Романова, а в последние годы — капитана I ранга Олега Цыбина.
Старых знакомых и серьезных людей лишний раз мы стараемся не беспокоить. Но вчера нам было важно услышать голос командира подлодки, и от него, из первых уст, уяснить главное: «Дмитрий Донской» и его экипаж в полном порядке, находятся в месте постоянного базирования и выполняют задачи по предназначению.
Надеемся, что этот предельно сдержанный ответ («Мы в порядке, — сказал Олег Цыбин. — А все остальное даже не имеет смысла комментировать») поостудит больную фантазию тех, кто нагнетает шпионские страсти, запуская и транслируя небылицы про российские субмарины на Балтике.
Самое первое известие о якобы обнаруженной мини-подлодке в территориальных водах Швеции оставим на совести коллег из Svenska Dagbladet, опубликовавшей такую статью в привязке к учениям или какой-то специальной операции своих же ВМС. А все, что последовало за этим — на зарубежных сайтах и в Рунете — можно вполне определенно назвать дезинформацией заведомо антироссийской направленности. И чем ложь очевиднее, тем больше она приковывает внимание.
«Российских АПЛ у побережья Швеции не может быть по определению, — взывают к разуму эксперты. — Потому что Балтика — безъядерная зона, и это правило всеми соблюдается…»
«Э-э! Вы русских не знаете: они сейчас на все способны…».
Способны, и на многое. Но уж точно не на такую дурь, чтобы гнать через пять морей на балтийское мелководье и сажать на скалы в виду шведской столицы последний из оставшихся в строю шести «Тайфунов» — самых мощных для своего времени подводных ракетоносцев проекта 941. Они несли на борту двадцать сверхтяжелых (более 90 тонн каждая) твердотопливных ракет и при своей длине 172 метра, ширине — 23,3 имели осадку около 12 метров.
Как такому суперкашалоту шпионить в шведских шхерах? А главное — за кем?!
Без грифа «секретно»
ЧЕМ ОБЯЗАН «ДМИТРИЮ ДОНСКОМУ» ЕГО СОБРАТ «ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ»
Ракетоносцы проекта 941 «Акула», к которым принадлежал до модернизации «Дмитрий Донской», считают вершиной советского подводного судостроения и прямым ответом на появление американских субмарин типа «Огайо» и программу «Трайдент».
Они спроектированы в ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) под руководством генерального конструктора Сергея Ковалева. Строились с 1976 по 1989 годы на производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» (Северодвинск). Всего было введено в боевой состав Северного флота шесть таких кораблей.
Эти подводные лодки занесены в Книгу рекордов Гиннеса как самые большие в мире. Кроме того, их отличает необычная конструкция — своего рода катамаран с двумя прочными корпусами и такой же прочной капсулой для команды управления. Всю конструкцию объединяет легкий корпус, внутри которого размещены 20 пусковых шахт с баллистическими ракетами межконтинентальной дальности.
Такие трехступенчатые ракеты на твердом топливе (стартовая масса около 90 тонн) были способны поражать цели на расстоянии более 10 тысяч километров, в то время как сами лодки могли оставаться в местах базирования или нести боевое дежурство подо льдами Белого моря недалеко от своих берегов.
Длина такой подводной лодки — почти 173 метра, ширина — 23,2, полное водоизмещение — 48 тысяч тонн. При нахождении её в надводном положении на внешней палубе может развернуться средних размеров грузовик. Экипаж корабля — 179 человек, в том числе 52 офицера. Он мог находиться в автономном плавании (без контактов с берегом и другими кораблями) до 120 суток.
В 1996-1997 годах в связи с политическим решением прекратить производство твердотопливных ракет РСМ-52 (по классификации НАТО — SS-N-20, Sturgeon) подводные лодки этого проекта фактически лишились оружия. Три ракетоносца (ТК-202, ТК-12 и ТК-13), отслужившие всего по 12-13 лет, выведены из боевого состава и к настоящему времени утилизированы. Два других — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» — выведены в резерв. Головной корабль этого проекта — ТК-208 — более десяти лет проходил на Севмаше ремонт, модернизацию и переоборудование для испытаний нового ракетного комплекса.
В первоначальных планах значился комплекс «Барк» в исполнении ГРЦ им. Макеева — твердотопливные ракеты с разделяющимися головными частями должны были оснащаться новой системой инерциально-спутникового наведения, повышающей точность стрельбы. Однако после череды неудач при испытательных пусках «Барка» состав вооружения был пересмотрен, выбор сделали в пользу системы «Булава-30» Московского института теплотехники. По замыслу разработчиков, этот комплекс, во многом унифицированный с их же разработками наземного базирования «Тополь» и «Тополь-М», должен существенно превосходить американский аналог «Трайдент II» по способности преодолевать систему ПРО, а также по точности поражения целей.
Переоборудование ТК-208 на Севмаше было в основном завершено в 2005 году. Перед спуском на воду ему присвоили имя «Дмитрий Донской». В этом «княжеском» звании он таскал каштаны из огня для «Юрия Долгорукого» и следующих за ним младших собратьев «Александра Невского» и «Владимира Мономаха», проводя испытательные пуски «Булавы» и отработку всех систем нового ракетного комплекса.
Источник: РГ